Владимир Пяст. АНАНКЕ (Сб. ОГРАДА)



Ah, Seigneur! Donnez-moi la force et le courage
De contempler mon cœur et mon corpus sans dégoût.
Ch. Baudelaire
__________
Ах, Господи! Дай мне сил и мужества
Созерцать мое сердце и тело без отвращения.
Ш. Бодлер (франц.).


СОНЕТ


Мой Боже! я стою у вечного предела
И смело произнес мое моленье вслух:
Дай сил мне вынести и мой ничтожный дух,
Не меньше сдавленный и мерзостный, чем тело.

Пергаментом лица безжизненных старух
В его зеркальности правдивой отблестело
Все то, что на челе надменном тяготело,
И от чего мой плод довременный был сух.

Когда вокруг Тебя столпившиеся люди
Насытились вполне, и семь кошниц укрух,
Осталися немым вещанием о чуде, –

Я, стоя в стороне, Тебя еще алкал,
И, приковав свой взор к незыблемости скал,
Твердил с отчаяньем упорным: «Буди, буди!»



ОСТРОВ ПОЛИПОВ


Первый сознательный отпрыск немых поколений,
Первый побег, еле зримый, растительной жизни,
Вялый, тупой, и безвольно предавшийся лени,
О, не приняться тебе на томительной тризне
Предков – полипов, оставивших трупы и тени
В острове мертвом, твоей изначальной отчизне.
Выйдешь из этого мира застывших явлений –
Всюду с тобой его лик и глядит на тебя в укоризне.



DIABOLI MANUSCRIPTUM


Чем виноват я, что доля такая досталась
Мне, не иному, отчаянным, страшным уделом?
О, за свои же долги, ты, Ананке, со мной расквиталась,
Злостный банкрот, этим дряблым и немощным телом!

Знаешь, тебе и самой настоящее место в темнице, –
Если бы правила светом одна Справедливость.
Ты возбуждаешь во мне не любовь – похотливость,
Мимо окна моего проходя в дорогой багрянице!..

Слышишь! Я о стену бьюсь головой, громыхая цепями.
Миг – и твои распадутся стальные, заклятые цепи.
Чую, не вечно сидеть мне в зловонной, подпочвенной яме, –
Знаю, не клином сошелся весь мир на поганом вертепе!



МЫ ДУШИ


Ничтожные люди, ничтожные мысли…
Да как это, как может быть?
О, люди, сознаем: над бездной мы виснем,
И бездны вовек не избыть.

Да где же спасенье! – повсюду удушье.
Задавлен оторванный крик:
«Мы люди, мы живы, мы сущи, мы души;
Полет наш высок и велик».

Да где же спасенье – нет силы, мы гибнем…
Мы цепи разрушить должны.
И – нет бытия без цепей. И подвинем
Себя в пустоту – сражены.



* * *


Когда я, гордый раб, в безвыходном двуличье,
Благодарю тебя и падаю во прах
Перед лицом Твоим, – слепит бескрылый страх
Прозревшие глаза величием Величья.



СТОЙ! НИ ШАГУ!


Стой! Ни шагу! Останься, пронизанный светом,
цепенеющий,
Знай, зажегся в тебе твой дозор пламенеющий,
только в этом.

Будь безвольным. Молчи. Затаись. Только чувствуй
невысказанное.
Принимай и сноси в откровеньи нежданное
и искус твой.

Берегись одного. Обводить себя кругом
заколдованным.
В свой черед есть исход и другим
Замурованным.
– Друг за другом!