Марина Цветаева. ПОПЫТКА КОМНАТЫ



Стены косности сочтены
До меня. Но – заскок? случайность? –
Я запомнила три стены.
За четвертую не ручаюсь.

Кто же знает, спиной к стене?
Может быть, но ведь может не

Быть. И не было. Дуло. Но
Не стена за спиной – так..? Всё, что
Не угодно. Депеша «Дно»,
Царь отрекся. Не только с почты

Вести. Срочные провода
Отовсюду и отвсегда.

На рояле играл? Сквозит.
Дует. Парусом ходит. Ватой –
Пальцы. Лист сонатинный взвит.
(Не забудь, что тебе – девятый.)

Для невиданной той стены
Знаю имя: стена спины

За роялем. Еще – столом
Письменным, а еще  – прибором
Бритвенным (у стены – прием 
Этой – делаться коридором

В зеркале. Перенес – взглянул.
Пустоты переносный стул).

Стул для всех, кому не войти 
Дверью, – чуток порог к подошвам!
Та стена, из которой ты
Вырос – поторопилась с прошлым 

Между нами еще абзац
Целый. Вырастешь как Данзас –

Сзади.
            Ибо Данзасом – та,
Званым, избранным, с часом, с весом,
(Знаю имя: стена хребта!)
Входит в комнату – не Дантесом.

Оборот головы.    Готов?
Так и ты через десять строф.

Строк.
             Глазная атака в тыл.
Но, оставив разряд заспинный,
Потолок достоверно –  был.
Не упорствую: как в гостиной,

Может быть и чуть-чуть косил.
(Штыковая атака в тыл –
Сил.)
          И вот уже мозжечка
Сжим. Как глыба спина расселась.
Та сплошная стена Чека,
Та – рассветов, ну та – расстрелов

Светлых: четче, чем на тени
Жестов – в спину из-за спины.

То, чего не пойму: расстрел.
Но, оставив разряд застенный,
Потолок достоверно цел
Был (еще впереди – зачем нам

Он). К четвертой стене вернусь:
Та, куда, отступая, трус
Оступается.
                     «Ну, а пол 
Был? На чем-нибудь да ведь надо ж?..»
Был. – Не всéм. – На качель, на ствол,
На коня, на канат, на шабаш, –

Выше!..
              Всем нам на «тем светý»
С пустотою сращать пяту
Тяготенную.
                       Пол – для ног.
– Как внедрен человек, как вкраплен! 
Чтоб не капало  – потолок.
Помнишь, старая казнь – по капле

В час? Трава не росла бы в дом –
Пол, земля не вошла бы в дом –

Всеми – теми – кому и кол
Не препятствие ночью майской!
Три стены, потолок и пол.
Всё, как будто? Теперь – являйся!

Оповестит ли ставнею?
Комната нáспех составлена,
Белесоватым пó серу –
В черновике набросана.

Не штукатур, не кровельщик –
Сон. На путях беспроволочных
Страж. В пропастях под веками
Некий нашедший некую.

Не поставщик, не мебельщик –
Сон, поголее ревельской
Отмели. Пол без блёсткости.
Комната? Просто – плоскости.

Дебаркадер приветливей!
Нечто из геометрии,
Бездны в картонном томике,
Поздно, но пóлно, понятой.

А фаэтонов тормоз-то –
Стол? Да ведь локтем кормится
Стол. Разлоктись по склонности,
Будет и стол – настольности.

Так же, как деток – аисты:
Будет нужда – и явится
Вещь. Не пекись за три версты!
Стул вместе с гостем вырастет.

Все вырастет,
Не ладь, не строй.
Под вывеской
Сказать    какой?

Взаимности
Лесная глушь
Гостиница
Свиданье Душ.

Дом встречи. Всé – разлуки –
Те, хоть южным на юг!
Прислуживают – руки?
Нет, то, что тише рук,

И легче рук, и чище
Рук. Подновленный хлам
С услугами? Тощища,
Оставленная там!

Да, здесь мы недотроги,
И вправе. Рук – гонцы,
Рук – мысли, рук – итоги,
Рук – самые концы...

Без судорожных «где ж ты?».
Жду. С тишиной в родстве,
Прислуживают – жесты
В Психеином дворце.

Только ветер поэту дорог!
В чем уверена – в коридорах.

Прохожденье – вот армий база.
Должно долго идти, чтоб сразу

Середь комнаты, с видом бога-
Лиродержца...
                           Стиха дорога!

Ветер, ветер, над лбом – как стягом
Подымаемый нашим шагом!

Водворенное «и так дале» –
Коридоры: домашнесть дали.

С грачьим профилем иноверки
Тихой скоростью даль, по мерке

Детских ног, в дождеватом пруфе
Рифмы милые: грифель – туфель 

Кафель... в павлиноватом шлейфе
Где-то башня, зовется Эйфель.

Как река для ребенка – галька,
Дали – долька, не даль – а далька,

В детской памяти, струнной, донной 
Даль с ручным багажом, даль – бонной...

Не сболтнувшая нам (даль в модах)
Чтó там тащится на подводах...

Доведенная до пенала...
Коридоры: домов каналы.

Свадьбы, судьбы, событья, сроки, –
Коридоры: домов притоки.

В пять утра, с письмецом подметным,
Коридором не только метлы

Ходят. Тмином разит и дерном.
Род Занятия? Ко – ри – дорный.

Тó лишь требуя, что смолола –
Коридорами – Карманьола!

Кто коридоры строил
(Рыл), знал куда загнуть,
Чтобы дать время крови
Зá угол завернуть

Сéрдца – за тот за острый
Угол – громов магнит!
Чтобы сердечный остров
Со всех сторон омыт

Был. Коридор сей создан
Мной – не проси ясней! 
Чтобы дать время мозгу
Оповестить по всей

Линии – от «посадки
Нету» до узловой
Сердца: «Идет! Бросаться 
Жмурься! А нет – долой

С рельс!» Коридор сей создан
Мной (не поэт    спроста!),
Чтобы дать время мозгу
Распределить места,

Ибо свиданье – местность,
Роспись – подсчет – чертеж –
Слов, не всегда уместных,
Жестов, погрешных сплошь.

Чтобы любовь в порядке –
Вся, чтоб тебе люба –
Вся, до последней складки 
Губ или платья! Лба.

Платье всé оправлять умели!
Коридоры: домов туннели.

Точно старец, ведомый дщерью –
Коридоры: домов ущелья.

Друг, гляди! Как в письме, как в сне том –
Это я на тебя просветом!

В первом сне, когда веки спустишь –
Это я на тебя предчувствьем

Света. В крайнюю точку срока
Это я – световое око.

А потом?
Сон есть: в тон.
Был – подъем,
Бал – наклон

Лба – и лба.
Твой – вперед
Лоб. Груба
Рифма: рот.

Оттого ль, что не стало стен –
Потолок достоверно крен

Дал. Лишь звательный цвел падéж
В ртах. А пол – достоверно брешь.

А сквозь брешь, зелена как Нил...
Потолок достоверно плыл.

Пол же – чтó, кроме «провались!» 
Полу? Чтó нам до половиц
Сорных? Мало мела? – Горé!
Весь поэт на одном тире

Держится...
                    Над ничем двух тел
Потолок достоверно пел –

Всеми ангелами.


St. Gilles-sur-Vie,
6 июня 1926