Федор Сологуб. СЕТЬ СМЕРТИ (Сб. ПЛАМЕННЫЙ КРУГ)



* * *


Забыв о родине своей,
Мы торжествуем новоселье, –
Какое буйное веселье!
Какое пиршество страстей!

Но всё проходит, гаснут страсти,
Скучна весёлость наконец;
Седин серебряный венец
Носить иль снять не в нашей власти.

Всё чаще станем повторять
Судьбе и жизни укоризны.
И тихий мир своей отчизны
Нам всё отрадней вспоминать.



* * *


Пламенем наполненные жилы,
Сердце знойное и полное огнём, –
В теле солнце непомерной силы,
И душа насквозь пронизанная днём.

Что же в их безумном ликованьи?
Бездна ждёт, и страшен рёв её глухой.
В озарении, сверканьи и сгораньи
Не забыть её, извечной, роковой.



* * *


Наслаждаяся любовью, лобызая милый лик,
Я услышал над собою, и узнал зловещий клик.
И приникши к изголовью, обагрённый жаркой кровью,
Мой двойник, сверкая взором, издевался над любовью, 

Засверкала сталь кинжала, и кинжал вонзился в грудь,
И она легла спокойно, а двойник сказал: «Забудь. 
Надо быть как злое жало, жало светлого кинжала,
Что вонзилось прямо в сердце, но любя не угрожало».



* * *


В день воскресения Христова
Иду на кладбище, – и там
Раскрыты склепы, чтобы снова
Сияло солнце мертвецам. 

Но никнут гробы, в тьме всесильной
Своих покойников храня,
И воздымают смрад могильный
В святыню праздничного дня. 

Глазеют маленькие дети,
Держась за край решётки злой,
На то, как тихи гробы эти
Под их тяжёлой пеленой. 

Томительно молчит могила.
Раскрыт напрасно смрадный склеп, –
И мёртвый лик Эммануила
Опять ужасен и нелеп. 



* * *


Грешник, пойми, что Творца
           Ты прогневил: 
Ты не дошёл до конца,
           Ты не убил. 

Дан был тебе талисман
           Вечного зла, 
Но в повседневный туман
           Робость влекла.

Пламенем гордых страстей
           Жечь ты не смел, – 
На перёкрестке путей
           Тлея истлел. 

Пеплом рассыплешься ты,
           Пеплом в золе. 
О, для чего же мечты
           Шепчут о зле!



* * *


Изнемогающая вялость,
За что-то мстящая тоска, –
В долинах – бледная усталость,
На небе – злые облака. 

Не видно счастья голубого, –
Его затмили злые сны.
Лучи светила золотого
Седой тоской поглощены.



* * *


Я воскресенья не хочу,
И мне совсем не надо рая, –
Не опечалюсь, умирая,
И никуда я не взлечу.

Я погашу мои светила,
Я затворю уста мои,
И в несказанном бытии
Навек забуду всё, что было.



* * *


Живы дети, только дети, –
Мы мертвы, давно мертвы.
Смерть шатается на свете
И махает, словно плетью,
Уплетённой туго сетью
Возле каждой головы. 

Хоть и даст она отсрочку –
Год, неделю или ночь,
Но поставит всё же точку,
И укатит в чёрной тачке,
Сотрясая в дикой скачке,
Из земного мира прочь. 

Торопись дышать сильнее,
Жди, – придёт и твой черёд. 
Задыхайся, цепенея, 
Леденея перед нею. 
Срок пройдёт, – подставишь шею, –
Ночь, неделя или год. 



ЧЁРТОВЫ КАЧЕЛИ


В тени косматой ели,
Над шумною рекой
Качает чёрт качели
Мохнатою рукой. 

Качает и смеётся,
      Вперёд, назад,
      Вперёд, назад.
Доска скрипит и гнётся,
О сук тяжёлый трётся
Натянутый канат. 

Снуёт с протяжным скрипом
Шатучая доска,
И чёрт хохочет с хрипом,
Хватаясь за бока. 

Держусь, томлюсь, качаюсь,
      Вперёд, назад,
      Вперёд, назад,
Хватаюсь и мотаюсь,
И отвести стараюсь
От чёрта томный взгляд.

Над верхом тёмной ели
Хохочет голубой:
«Попался на качели,
Качайся, чёрт с тобой». 

В тени косматой ели
Визжат, кружась гурьбой:
«Попался на качели,
Качайся, чёрт с тобой». 

Я знаю, чёрт не бросит
Стремительной доски,
Пока меня не скосит
Грозящий взмах руки, 

Пока не перетрётся,
Крутяся, конопля,
Пока не подвернётся
Ко мне моя земля. 

Взлечу я выше ели,
И лбом о землю трах.
Качай же, чёрт, качели,
Всё выше, выше... ах!



* * *


Забыты вино и веселье,
Оставлены латы и меч, –
Один он идёт в подземелье,
Лампады не хочет зажечь. 

И дверь заскрипела протяжно, –
В неё не входили давно.
За дверью и тёмно, и влажно,
Высоко и узко окно. 

Глаза привыкают во мраке, –
И вот выступают сквозь мглу
Какие-то странные знаки
На сводах, стенах и полу. 

Он долго глядит на сплетенье
Непонятых знаков, и ждёт,
Что взорам его просветленье
Всезрящая смерть принесёт. 



ПРОСТАЯ ПЕСЕНКА


         Под остриями
         Вражеских пик
         Светик убитый,
Светик убитый поник. 

         Миленький мальчик
         Маленький мой,
         Ты не вернёшься,
Ты не вернёшься домой. 

         Били, стреляли, –
         Ты не бежал,
         Ты на дороге,
Ты на дороге лежал. 

         Конь офицера
         Вражеских сил
         Прямо на сердце,
Прямо на сердце ступил. 

         Миленький мальчик
         Маленький мой,
         Ты не вернёшься,
Ты не вернёшься домой.