Андрей Белый. УРНА (Сборник стихотворений)



П о с в я щ а ю  э т у  к н и г у
В а л е р и ю  Б р ю с о в у


Разочарованному чужды
Bсe обольщенья прежних дней...
                         Б а р а т ы н с к и й



ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ


Озаглавливая свою первую книгу стихов  "З о л о т о  в  л а з у р и",  я вовсе не соединял с этой юношеской, во многом несовершенной книгой того символического смысла, который носит ее заглавие.  Л а з у р ь –  символ высоких посвящений;  з о л о т о й  т р е у г о л ь н и к –  атрибут Хирама, строителя Соломонова храма. Что такое лазурь и что такое золото? На это ответят розенкрейцеры. Мир, до срока постигнутый в золоте и лазури, бросает в пропасть того, кто его так постигает, минуя оккультный путь: мир сгорает, рассыпаясь Пеплом; вместе с ним сгорает и постигающий, чтобы восстать из мертвых для деятельного пути.
"П е п е л" –  книга самосожжения и смерти: но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в ближнем.
В  "У р н е"  я собираю свой собственный пепел, чтобы он не заслонял света моему живому "я". Мертвое "я" заключаю в "Урну", и другое, живое "я" пробуждается во мне к истинному. Еще "Золото в лазури" далеко от меня... в будущем. Закатная лазурь запятнана прахом и дымом: и только ночная синева омывает росами прах... К утру, быть может, лазурь очистится...
В "У р н е" я собрал стихотворения, объединенные общностью настроения; лейтмотив этой книги – раздумье о бренности человеческого естества с его страстями и порывами, и думаю, что не случайно все стихотворения этого цикла вылились в ямбах, этой наиболее удобной и разнообразной в ритмическом отношении форме.
В отделах  "З и м а"  и  "Р а з у в е р е н ь я"  изображается разочарование в земных страстях, и душа погружается в холод философических раздумий (ментальный план); но здесь же открывается и демонизм философии, которая, взятая сама по себе, ведет к чистому люциферанству ("Философическая грусть"). В отделах  "Т р и с т и и"  и  "Д у м ы" собирается последний пепел: пепел хотя и возвышенного до символизма разочарования в жизни, но все еще разочарования. Разочарование это свободно от люциферических искусов. Где-то уж брезжит заря примиренности: "Г о л о с  Б е з м о л в и я".

Москва, 14 января 1909
Автор
 

В. БРЮСОВУ 











(Печатается по изданию: Андрей Белый. УРНА. Стихотворения. Книгоиздательство Гриф. М., 1909)