Андрей Белый. ПЕПЕЛ (Сборник стихотворений, ред. 1929 г.)



Темы "Пепла" рождались в сознании автора в эпоху 1904-1906 годов, когда перед его художественным оком стояла картина тогдашней России; и тема эта завершалась лирически в 1907-1908 годах. Через 20 с лишком лет, возвращаясь к пересмотру материала стихов, автор впервые увидел, до чего его лирическое "я" отразило политические моменты эпохи 1904-1906 годов; эти моменты: революционный взрыв, его внешний слом, распыление революционных энергий, отчасти перерождение и вырождение их в отчаяние и субъективизм; с 1907 года уже выступают на поверхности разгромленной жизни темы огарочничества, крайнего субъективизма, индивидуального террора; это эпоха переживаемого отчаяния с решительным "нет" видимо оправившемуся царизму и буржуазии.
Художественные произведения, отразившие момент, изучаемы; признавая за "П е п л о м" ряд художественных недочетов, я, тем не менее, вижу и ряд оснований, заставляющих меня возобновить издание.
Во-первых, книга, отпечатанная в 1908 году в ограниченном количестве экземпляров, была вскоре же распродана, а вопрос о возобновлении издания с 1910 года мало меня интересовал; с 1917 года вступают в силу трудности переиздания (бумажный кризис и т. д.). Книга современному читателю неизвестна; а она заслуживает некоторого внимания; неспроста первое издание посвящено Некрасову; "Пепел" – не подражание Некрасову, а созвучие органическое (разумеется, 1905 год не 60-е годы).
"П е п е л" – не только исторический документ, но и право мое ожидать некоторого внимания к стихам, написанным скоро тому назад четверть века; и если в некоем разрезе Некрасов не устарел, то и "П е п е л" не вовсе устарел.
"Пепел" я переиздаю с некоторым видоизменением; я его сильно сокращаю; я прилагаю к нему 2-3 стихотворения, написанных гораздо позднее "Пепла", но в теме "Пеп л а"; я прилагаю несколько стихотворений, черновик которых был написан в эпоху "Пепла"; они не появились в печати, или по цензурным соображениям, или потому, что после "П е п л а" я отдавал в печать стихотворения "У р н ы" и других сборников; лирические эмбрионы, пережитые и недописанные, остались ненапечатанными; к этому изданию я их доработал; таковы: "Декабрь", "Помойная яма", "Японец возьми" и т. д.; они лишь дорисовывают уже данную в 1908 году основную линию "Пепла".
Наконец, ряд стихотворений я то слегка, то существенней ретушировал в техническом отношении; но это – право автора с более зрелой техникой по отношению к технике, еще не окрепшей; пришить пуговицу к толстовке право носящего эту толстовку (при ее наличии). Стихотворения с правкой я помечаю двумя годами: годом написания и годом ретуши; например, 07 (25) (правлено в 1925-ом, написано в 1907-ом).
Композиция стихов в отделы являет самую тему "Пепла" в виде лирической поэмы в 4-х частях: герой "Пепла" – шатун, бродяга, лумпэн-пролетарий; нарисована его судьба; в "Глухой России" он ищет свободы и воли, а перед ним встают "Лихие места"; "Глухая Россия" – лихое место.
Город? Но город 1908 года – "Мертвый город"; этот город рисует 2-ой отдел; в отделе "В полях" – попытка отдаться деревенской природе: попытка к "В о з д р а в и е"; но она оканчивается в отделе "Злая деревня" полным "За упокоем"; Россия 1904-1908 годов – кошмар; и "Бобыли", "Бродяги" именно потому, что "Б о б ы л и" – сходят с ума: ноты безумия и анархического субъективизма правомерно отражены в этой "Драме" моего "Бродяги". Прошу читателей не смешивать с ним меня: лирическое "я" есть "мы" зарисовываемых сознаний, а вовсе не "я" Б. Н. Бугаева (Андрея Белого), в 1908 году не бегавшего по полям, но изучавшего проблемы логики и стиховедения.

Андрей Белый
Кучино. 28 года. Ноябрь.








СКАЧАТЬ ВЕСЬ СБОРНИК


Печатается по: Пепел. Стихи. Издание 2-е, переработанное. [С предисловием автора]. М., "Никитинские субботники", 1929.