Андрей Белый. В ПОЛЯХ (Сб. ПЕПЕЛ, ред. 1929 г.)




АРЕСТАНТЫ


Много, брат, перенесли
На веку с тобою бурь мы.
Помнишь, в город нас свезли –

Под конвоем
Гнали в тюрьмы.

Била ливнем нас гроза.
И одежда перемокла.
Шел ты, вдаль вперив глаза, –

Неподвижные,
Как стекла.

Заковали ноги нам –
В цепи.
Вспоминали по утрам
Степи.

За решеткой, в голубом,
Быстро ласточки скользили...
Коротал я время сном –

В желтых клубах
Душной пыли.

Ты не раз меня будил.
Приносил нам сторож водки.
Тихий вечер золотил –

Окон ржавые
Решетки.

Как с убийцей, с босяком,
С вором,
Распевали вечерком
Хором.

Здесь, на воле, меж степей,
Вспомним душные палаты,
Неумолчный лязг цепей –

Наши серые
Халаты.

Не кручинься, брат, о том,
Что морщины лоб изрыли.
Все забудем, отдохнем –

Здесь – в волнах
Седой ковыли.

04.



ВОЛНЫ ЗАРИ


В весенние волны зари
Прордели кресты колоколен.
Гори, мое сердце, гори:
Опять я свободен и волен.

Опять посылает мне даль
Вздыхающий, тающий отдых:
Свою голубую эмаль,
Свой кроткий, пурпуровый воздух.

И – первую, легкую тень,
И – ласточек легкие визги;
Опять отрясает сирень
Лучистые, чистые брызги.

И веет вздыхающий лес
Мне запахом пряного нарда...
У склона воздушных небес
Протянута шкура гепарда.

02(13).



КОЛОС


Клонится колос родимый,
Ветер, – внемли и подъемли –
                                    – с пажитей,
                                    с пашни –

Клубы воздушного дыма, –
Дымные золота земли!

Юность моя, – залитая!
Годы, разбитые втуне!.. –
                                     – К ниве,
                                     к озимой –

Ласково льнут, пролетая
Легкие, легкие луни...

Буду я градом –
Исколот...
Желтая пыль –
Опостылит... –

В неба лазурного холод –
Город –
Из золота –
Вылит.

06.



ИЗГНАННИК


Покинув город, мглой объятый,
Пугаюсь шума я и грохота.
Еще вдали гремят раскаты
Насмешливого, злого хохота.

Я покидаю вас, изгнанник, –
Моей свободы вы не свяжете.
Бегу – согбенный, бледный странник –
Меж золотистых, хлебных пажитей.

Бегу во ржи, межой, по кочкам –
Необозримыми равнинами.
Перед лазурным василечком
Ударюсь в землю я сединами.

Меня коснись ты, цветик нежный!
Кропи, кропи росой хрустальною!
Я отдохну душой мятежной,
Моей душой многострадальною.

Заката теплятся стыдливо
Жемчужнорозовые полосы.
И ветерок взовьет лениво
Мои серебряные волосы.

04.



ДЕД


Еще прохладу струй студеных
Не иссушил жестокий круг...
Здесь, в переливах я зеленых,
Сырой, необозримый луг.

Ветров раскатистые гулы.
Все где-то это видел взор.
Все тот же топчет дед сутулый
Рассыпчатый цветов ковер.

Врезается спиною гнутой
В воздушный заревой огонь;
Идет: на плуг ложится круто
Его шершавая ладонь.

Косматые склонил седины
В рассветный, пестроцветный луг.
Взрезает мягко дерновины
Лениво лязгающий плуг.

Яви же, дед, – над росным дерном
Своим секущим лезвием
Для прозябанья мыслям – зернам
Глубокий, мрачный чернозем!

Так лет мимотекущих бремя
Несем безропотнее мы,
Когда железным зубом время
Нам взрежет бархат вечной тьмы.

07.



ПОЛЯ


Там – ряд избенок гнется
В косматую синель.
Поскрипывая, гнется
Скрипучий журавель.

И там, где крест железный, –
Все ветры на закат
Касаток стаи в бездны
Лазуревые мчат.

И там – над косарями –
Огни зари дрожат;
Там косы лезвиями –
Горят, дрожат, визжат.

Близ речки ставят верши
В туманных камышах,
Да меркнет серп умерший,
Висящий в облачках.

08.



БОЛОТО


Одевает яркий жар
В бледно-бронзовые лаки,
В медно-ржавый перегар –
Засыхающие злаки.

Из лазоревых верхов
Искрит молнийная спица;
Искрит живчиком из мхов
Живортутная водица.

Глины моклая липня;
Мошек плясовое пенье;
Диких уток гагатня;
Незабудок голубенье.

Ввечеру и поутру,
Точно нервная кликуша,
Восклицает в пустоту
Желтобрюхая квакуша.

07(20).



ВЕЧЕР


Ряд соломой крытых хижин
Встал со всех сторон.
Под одною неподвижен,
Притаился он.

Над сквозным зеленым роем
Лепет льющих лоз –
Вьет и моет дымным зноем
Рой сквозных стрекоз.

Рдеет россыпь кос размытых,
Позументов блеск,
Бирюзовых глаз, несытых
Бирюзовый всплеск.

Груди матовым опалом
Дышут из монист...
Под плетнем – навесцем малым –
Молодецкий свист.

Под соломенный навесец
Листья льет лоза;
И подъемлет тонкий месяц
Неба бирюза.

08.



ПОПОВНА


Свежеет. Час условный.
С полей пришел народ.
Вся в розовом – поповна
Идет на огород.

Как пава, – величава.
Опущен шелк ресниц.
Налево и направо
Все пугала для птиц.

Жеманница срывает
То злак, то василек.
Идет. За ней порхает
Капустный мотылек.

Над пыльною листвою –
Наряден, вымыт, чист –
Коломенской верстою
Торчит семинарист.

Прекрасная поповна,
Прекрасная, как сон, –
Молчит – зарделась, словно
Весенний цвет – пион.

Молчит... Под трель лягушек
Ей сладко, сладко млеть.
На лик златых веснушек
Загар рассыпал сеть.

Не терпится – кокетке
(Семь бед – один ответ) –
Пришпилила к жилетке
Ему ромашкин цвет.

Прохлада нежно дышит
В напевах косарей.
Не видит их, не слышит,
Отец протоиерей.

В подряснике холщевом
Прижался он к окну:
Корит жестоким словом
Покорную жену:

– "Опять ушла от дела
Гулять родная дочь,
Опять не доглядела"...
И смотрит, смотрит в ночь.

И видит: сквозь орешник
В вечерней чистоте
Лишь небо, да скворечник
На согнутом шесте.

05.



ЛЮБОВЬ


Задымят сырые росы
Над сырой травой.
Заплетает девка в косы
Цветик полевой.

Улыбнется, рассмеется...
Жаворонок – там –
Как взовьется – изольется
Песней к небесам.

И целует, и милует
Девку паренек.
На лужок летит и дует –
Дышит: ветерок.

Тает трепет слов медовых
В трепетных устах –
В бледнорозовых, в вишневых,
В сладких лепестках.

08.



ВСЕ ЗАБЫЛ


Я – без слов: я – не могу...
Слов не надо мне.

На пустынном берегу
Я почил во сне.

Не словам – молчанью – брат,
О внемли, внемли!

Мы – сияющий закат,
Взвеянный с земли.

Легких воздухов крутят
Легкие моря.

Днем и сумраком объят
Я, как ты, – заря.

Это я плесну волной
Ветра в голубом.

Говорю тебе одно,
Но смеюсь – в другом.

Пью закатную печаль –
Красное вино.

Знал – забыл – забыть не жаль –
Все забыл: давно.

05.



ЛЕТО


1

Над одуванным бережком
Жарой струит: переливает;
Пушинки легкие летком
В летенник белый улетают.

Вскипит зеленый лепетай,
Ветвистым лапником присвистнет;
Звененьем комариных стай
Густой ознойный воздух виснет, –

Над пересушенным листом
И над муругим мухомором...
В полях пройдет пустым винтом;
Дохнет: полуденным измором.


2

Высокий вихорь пылевой
Народ пугая, но... не очень, –
Густой, косматой головой
Взвивает чернохохлый клочень;

Затеяв дутый пустопляс,
Заколобродит по дорогам,
Задует мутью в рот и в глаз;
И – разрывается над логом.


3

Тропой обрывистой меня
Из дня уводит в прелый тинник –
Глухая, хрусткая лазня
Сквозь сухорукий хворостинник;

Журчит железистый ржавец;
И – моховатое болото,
Где из гнезда шипит птенец, –
Слепой, бесперый, желторотый;

И там, где травы-ползунки,
Где в жар пересыхают броды,
Там – сероперые чирки;
И – пестроперые удоды.


4

Уже слезливые кусты –
Алмазноглазы, сыры, сыты;
Уже с небесной высоты
Слезятся в вечер лазулиты.

И молний миглая игра
Очнется к ночи; месяц – льдинка...
И – ночи первая пора...
И – неба первая звездинка.

04(20).


ТРОЙКА


Эй, помчались! Кони бойко
Бьют копытом в звонкий лед:
Разукрашенная тройка
Закружит и унесет.

Солнце, над равниной кроясь,
Зарумянится слегка.
В крупных искрах блещет пояс
Молодого ямщика.

Будет вечер: опояшет
Небо яркий багрянец.
Захохочет и запляшет
Твой валдайский бубенец.

Ляжет скатерть огневая
На холодные снега.
Загорится расписная
Золотистая дуга.

Кони станут. Ветер стихнет.
Кто там станет на крыльце?
Чей румянец ярко вспыхнет
На обветренном лице?

Сядет в тройку. Улыбнется.
Скажет: "Здравствуй, молодец!"
И опять в полях зальется
Вольным смехом бубенец.

04.



ЗИМА


Снега синей. Снега туманней.
Вновь освеженней дышим мы.
Люблю деревню. Вечер ранний.
И грусть серебряной зимы.

Лицо изрежет ветер резкий,
Прохлещет хладом вглубь аллей;
Ломает хрупкие подвески
Ледяных, звонких хрусталей.

Навеяв синий, синий иней
В стеклянный ток остывших вод,
На снежной, бархатной пустыне
Воздушный водит хоровод.

В темнеющее поле прыснет
Вечерний, первый огонек;
И над деревнею повиснет
В багровом западе дымок.

Багровый холод небосклона;
Багровый отблеск на реке...
Лениво каркнула ворона;
Бубенчик звякнул вдалеке.

Когда же в космах белых тонет
В поля закинутая ель,
Сребро метет, и рвет, и гонит
Над садом дикая метель, –

Пусть грудой золотых каменьев
Вскипит железный мой камин;
Средь пламенистых, легких звеньев.
Трескучий прядает рубин.

07.



УСАДЬБА


Чугунные тумбы
Торчат под крыльцом;
Проросшие клумбы;
Заброшенный дом.

Дворянских фамилий
Облупленный герб;
И – заросли лилий;
И – заросли верб.

Там ставнею сорванной
Хлопнет окно;
Там жизни оборванной
Темное дно: –

Кушетки, козетки,
Куранты, чехлы
И мертвые предки –
Проблекли из тьмы.

Под сводами арок
Тенеет порой
Там плачущих парок
Бормочущий рой.

03(25).



ВЕСЕННЯЯ ГРУСТЬ


Одна сижу меж вешних верб;
Грустна, – одна: сижу в кручине.
Над головой снеговый серп
Повис в просвеченной пустыне.

А были дни: далекий друг,
В заросшем парке мы бродили.
И пальцы нежных, снежных рук,
Дрожа, сжимали стебли лилий.

На склоне дня – на склоне дня –
Рыдал рояль в старинном доме.
На склоне дня ты вел меня
В ласкательной, в немой истоме, –

В зеленоватый полусвет
Златисто зыблемых акаций,
Где на дорожке силуэт
Обозначался белых граций.

Теней неверная игра
Перепестряла цоколь твердый;
В бассейны ленты серебра
Бросали мраморные морды.

И вот меж тонких, тонких верб –
Одна, одна, одна: в кручине –
Одна гляжу, как вешний серп –
Блестит, блестит: в пустыне синей.

05.



ПЕПЕЛ


Тот облак,
Что над головой
Взлетающим зигзагом душит,
Свой купол
Нежно снеговой
Хаосом пепельным
Обрушит.

И пепелеют
Купола
В лучей вечеровые стрелы;
И пепелеет
Ночи мгла;
И розовеет
Обод белый.

И темно-тусклая
Эмаль
Суровым мороком окрепла.
Ночь водопадом
Топит даль
Беззвучно рушимого
Пепла.

И тяжкий месяца
Коралл
Зловещий сумрак к долам  клонит;
И в озера
Литой металл
Темноты тусклые
Уронит.

08.



ПАУК


1

Там мне кричат издалека,
Что нос мой длинный, взор – суровый,
Что я похож на паука,
И страшен мой костыль дубовый.

Что мне не избежать судьбы.
Что злость в моем потухшем взгляде,
Что безобразные горбы
Торчат и спереди, и сзади.

Так глухо надо мной в дупло
Постукивает дятел пестрый...
Глаза, как ночь; как воск, чело;
На сердце – яд отравы острой.

Слепительно в мои глаза
Кидается сухое лето;
И собирается гроза,
Сердито громыхая где-то.


2

Нет, буду жить – и буду пить
Весны благоуханный запах;
Пусть надо мной, где блещет нить,
Звенит комар в паучьих лапах.

Пусть на войне и стон, и крик,
И дым пороховой – пусть едок:
Зажгу позеленевший лик
В лучах, блеснувших напоследок.

Пусть веточка росой блеснет,
Из-под нее, горя невнятно,
Пусть на меня заря прольет
Жемчужнорозовые пятна.


3

Ты – вот: застенчива, мила,
Склоняешься в мой лед и холод.
Ты не невестой мне цвела;
Жених твой – и красив, и молод.

Дитя, о улыбнись, – дитя!
Вот рук – благоуханных лилий –
Браслеты бледные, – блестя,
Снопы лучей озолотили.

Но, урони, смеясь сквозь боль –
Туда, где облака – скитальцы –
Ну, урони, – желтофиоль
В мои трясущиеся пальцы.

Ты, вздрагивая, шепчешь мне:
"Там, где ветвей скрестились дуги,
Паук-крестовик в вышине
Повис на серебристом круге".

И – убегаешь...
Спит река...
В туманах берегов излучья:
Туда грозит моя рука –
Сухая, мертвая... паучья...

05-08.